На прошлой неделе Азербайджан снял все ограничения на транзит грузов в Армению, что должно было показать якобы движение Азербайджана к миру и снятие блокады Армении, которая длилась с начала карабахского конфликта.
«Также должен сказать, что Азербайджан снял все ограничения на транзит грузов в Армению, которые существовали с момента оккупации, и первым таким транзитным грузом явился груз казахстанского зерна в Армению. Думаю, что это также является хорошим показателем того, что мир между Азербайджаном и Арменией уже не только на бумаге, но и на практике», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на втором заседании Высшего межгосударственного совета Азербайджан–Казахстан.
На это сразу же отреагировали армянские власти. «Этот шаг имеет важное значение для открытия региональных коммуникаций, укрепления взаимного доверия и институционализации установленного между Арменией и Азербайджаном мира — в соответствии с договорённостями, достигнутыми в Вашингтоне», — сразу написала пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян в Facebook-е.
В тот же день на слова Ильхама Алиева отреагировал и Никол Пашинян. «Азербайджан сделал важный шаг. Алиев заявил, что Азербайджан снимает ограничения на перевозку грузов в Армению. Это очень важное заявление, и я хочу выразить свою признательность президенту Азербайджана. Происходит то, что казалось невероятным несколько месяцев назад: из Казахстана через Грузию и Азербайджан в Армению импортируется пшеница», — заявил он, выступая на форуме «Шёлковый путь» в Тбилиси.
Он добавил, что Армения готова «хоть сегодня» обеспечить транзит грузовиков из Турции в Азербайджан и обратно и выразил надежду, что начавшийся с Турцией «позитивный диалог» позволит в ближайшее время открыть границу.
В своей речи Пашинян также напомнил, что впервые представил проект «Перекрёсток мира» год назад на этом же форуме «Шёлковый путь» в Тбилиси. И за это время были достигнуты «большие успехи», в частности благодаря подписанной в Вашингтоне при поддержке президента США Дональда Трампа декларации, в которой говорилось о «маршруте Трампа» (TRIPP) через Сюник и открытии транспортных коммуникаций. «Ключевая идея проекта “Перекрёсток мира” — развивать региональные и мировые коммуникации через территорию Армении не только по направлению к Грузии и Ирану, но и к Азербайджану с Турцией с открытием границы», — заявил он.
После возвращения в Ереван Никол Пашинян вновь заявил о готовности обеспечить транзит грузовых машин из Турции в Азербайджан по армянской территории. «Мы с сегодняшнего дня готовы обеспечить транзит грузовых машин из Турции в Азербайджан и из Азербайджана в Турцию по маршруту Маргара — Ехегнадзор — Сисиан — Горис… Так же как Азербайджан устранил транзитные ограничения для нас, так и мы устраняем транзитные ограничения для Азербайджана», — заявил он в ходе обсуждения бюджета в парламенте.
Свою заинтересованность в данном вопросе уже выразила российская сторона. Как сообщил журналистам вице-премьер РФ Алексей Оверчук, «Российские железные дороги» (РЖД) с региональными коллегами сейчас решают вопросы по организации транзита российских товаров в Армению через территорию Азербайджана. «Азербайджанская сторона подтвердила нам возможность использования железных дорог Азербайджана для транзита российской продукции через территорию Азербайджана в Армению. То есть в этом смысле у нас есть очень интересные подвижки. Сейчас “Российские железные дороги” вместе со своими коллегами в регионе решают вопросы, как организовать эти перевозки. Одновременно соответствующие поручения нами даны по линии министерства сельского хозяйства для того, чтобы осваивать этот новый логистический маршрут», — отметил Оверчук.
Экономический интерес российской стороны понятен, однако с политической точки зрения столь позитивное настроение российских чиновников трудно понять, учитывая, что как «маршрут Трампа», так и в целом политика Азербайджана и Турции на Южном Кавказе при поддержке США и ЕС преследует цель серьёзного ослабления российского влияния в регионе или даже полного вытеснения Москвы. И, судя по заявлениям и действиям армянских властей, они не против подобного сценария.
К примеру, глава МИД Армении Арарат Мирзоян, комментируя в парламенте возможность передачи в управление «Южно-Кавказской железной дороге» (ЮКЖД, дочерняя компания РЖД) железной дороги, которая должна быть проложена по «маршруту Трампа», заявил, что под концессионное управление ЮКЖД передана существующая и действующая железнодорожная инфраструктура Армении, а новой железной дороги пока не существует.
«Дороги, о которой идёт речь, в природе пока не существует. Следовательно, как то, чего не существует, может быть передано по заключённому годы назад концессионному договору?» — задался вопросом Мирзоян.
Он добавил, что армянские власти уже проинформировали российскую сторону о своей позиции по этому вопросу. И что одновременно с этим с российской стороной «обсуждались и будут обсуждаться очень интересные новые модели и механизмы сотрудничества».
В ответ на опасения, что Баку, получив через Сюник маршрут в Нахичевань, может отказаться от открытия для Армении коммуникаций через свою территорию, Арарат Мирзоян заявил, что проект TRIPP основан на взаимной выгоде, которая является гарантией его реализации. «Если он не будет доведён, по крайней мере, до Гюмри, то маршрут TRIPP теряет свой смысл… Если железная дорога проходит по территории Армении до Нахичевана и не продолжается потом по территории Нахичевана и через Ерасх вновь не входит на территорию Армении, то она не имеет смысла», — сказал глава армянского МИД.
Несмотря на эйфорию от данного события у представителей армянских властей, не все в Армении настроены так же позитивно. Так, политолог Бениамин Матевосян отмечает, что в один и тот же день Пашинян заявил, что сокращает срок службы в армии с 24 до 18 месяцев, а Алиев заявил о том, что снимает ограничения на транзит грузов в Армению из Азербайджана. По его словам, «обработка армянского избирателя идёт полным ходом». «Более того, министр экономики Армении сообщил, что вскоре пшеницу из Казахстана привезут в Армению по железным дорогам Азербайджана и Грузии. Вот вам и “замена” российской пшенице.
Но есть нюанс: после выхода из ЕАЭС, разрыва экономических связей с РФ зависимость армянского рынка от азербайджанских и турецких товаров станет критичной. Зависимость от транзита через Азербайджан станет критичной. Поставки условной пшеницы или газа станут рычагами политического давления на Армению. Блокада Лачинского коридора — вам в пример», — написал Матевосян в своём Telegram-канале.
В целом можно считать, что данное решение Ильхама Алиева обусловлено желанием помочь Николу Пашиняну удержать власть и одержать победу на парламентских выборах 2026 года. И так как Пашинян пытается убедить общество, что сдача Арцаха и другие уступки Азербайджану могут в конце концов обеспечить мир, ему очень нужно показать хоть какие-то плоды от своих соглашений с Азербайджаном при посредничестве США.
Но с другой стороны, встаёт вопрос: почему Азербайджан до сих пор не открывает саму границу с Арменией? Почему, если Азербайджан настроен на мирное урегулирование с Арменией, продолжает оккупировать значительные международно признанные территории Республики Армения? Почему процесс над армянскими пленными, в частности высшим руководством Арцаха, в Баку фактически превратился в суд против самой Армении? Всё это создаёт впечатление, что вся эта уступка Алиева носит тактический характер, а стратегическая цель остаётся прежней — при поддержке Турции полная нейтрализация армянского фактора в регионе.
Айк Халатян
