Армения встречает конец 2025 года по традиции в сложной внутриполитической и внешнеполитической ситуации. Политическая ситуация в Армении, особенно внешнеполитическая, и до 2018 года не отличалась стабильностью и спокойствием, но после «бархатной революции» и прихода к власти Никола Пашиняна политическая напряжённость в Армении всё нарастает и нарастает. И к существующим объективным проблемам и политическим конфликтам искусственно добавляются действующими властями всё новые.
Премьер-министр Никол Пашинян продолжает репрессии против Армянской Апостольской церкви и оппозиции, пытаясь с помощью политических преследований нейтрализовать оппонентов и гарантировать свою победу на предстоящих в июне 2026 года парламентских выборах. Армения стремительно движется к диктатуре, где законы и нормы Конституции подменяются желаниями премьер-министра. И самое парадоксальное — установление единоличной диктатуры в Армении происходит при поддержке Запада, прежде всего ЕС, которых Пашинян убеждает, что репрессии против оппозиционеров и высших иерархов Армянской церкви — это якобы борьба с российским влиянием в Армении.
Что касается внешнеполитической ситуации, то, с одной стороны, власти всячески пытаются убедить общество, что мир с Азербайджаном уже настал, а официальное подписание мирного договора — лишь вопрос времени. Однако при этом даже глава МИД Армении Арарат Мирзоян вынужден признать, что всё ещё остаётся ряд серьёзных вопросов, мешающих подписанию мирного договора, что, естественно, ставит под сомнение все заявления о том, что «эпоха мира» с Азербайджаном уже наступила.
Армянские власти всячески пытаются пиарить TRIPP («Маршрут Трампа ради международного мира и процветания»), подчёркивая, что благодаря посредничеству президента США Дональда Трампа удалось обеспечить не только парафирование соглашения о мире с Азербайджаном, но и запустить проект, который якобы должен обеспечить экономическое процветание Армении. Хотя за последние месяцы мы уже неоднократно видели, насколько «эффективны» посреднические усилия Дональда Трампа и переменчивы подходы действующего американского президента, о чём свидетельствуют регулярные удары Израиля по сектору Газа или возобновившиеся боевые действия между Таиландом и Камбоджей.
В контексте посреднических усилий Трампа можно также вспомнить урегулирование между Сербией и Косово в ходе его первого президентства. И то, что даже «озеро Трампа» в Косово не помогло сербам и албанцам решить существующие проблемы, а действующий президент потерял интерес к этому вопросу, который с такой помпой решал в Белом доме с участием президента Сербии и премьера Косово.
В свою очередь Азербайджан и Турция, даже после подписания соглашения о «маршруте Трампа», продолжают упорно называть проект дороги через армянский Сюник т. н. «Зангезурским коридором», что свидетельствует о том, что для них это по-прежнему часть реализации плана по обеспечению беспрепятственного движения через армянскую территорию, фактически создания коридора, суверенитет Армении над которым будет полностью или частично ограничен. А Баку, даже после согласия Пашиняна на роспуск Минской группы ОБСЕ и формального закрытия Ереваном карабахского вопроса, продолжает продвигать вопрос т. н. «Западного Азербайджана» и возвращения азербайджанцев в Армению, большая часть которой со столицей Ереваном объявляется «историческими землями Азербайджана». Притом что армянские власти выступают категорически против возвращения армян на свою историческую Родину — в Арцах, а также преследуют структуры НКР в Армении.
Баку и Анкара с помощью ряда демонстративных шагов продолжают помогать Пашиняну, дабы обеспечить его победу на предстоящих в июне 2026 года выборах. Ходят слухи о намерении Турции наконец реализовать давно достигнутую договорённость об открытии границы для граждан третьих стран и обладателей дипломатических паспортов, что Турция с большой помпой продаст международному сообществу и армянским властям, хотя в реальности граница с Турцией продолжит оставаться закрытой для граждан Армении. Азербайджан же разрешил начать поставки грузов в Армению через свою территорию, при том что пока нет никакого экспорта армянских грузов через территорию Азербайджана в ту же Россию или Казахстан. Более того, Азербайджан начал поставки бензина в Армению, причём по удивительно низкой цене, намного ниже рыночной, что создаёт вопросы о том, как долго армянское общество будут «подсаживать» на дешёвый азербайджанский бензин, цена на который обусловлена не рынком, а политическим интересом. По всей вероятности — до выборов в июне 2026 года. Ведь, как отмечают эксперты со ссылкой на официальную статистику, производимого Азербайджаном бензина АИ-95 не хватает даже для обеспечения собственных нужд, и тем более странно, как с учётом выплаты всех налогов и пересечения границ Евразийского экономического союза этот бензин стоит дешевле, чем более низкого качества АИ-92.
Также продолжается, помимо курса на сближение с Азербайджаном и Турцией, что в реальности оборачивается вхождением в зону влияния тандема тюркских государств, политика «геополитического реверса» Армении: армянские власти во главе с Николом Пашиняном продолжают демонстративные антироссийские шаги и заявляют о намерении стать членом Европейского союза (даже не получив официального приглашения от Брюсселя), при этом пытаясь сохранить выгодные для страны экономические отношения с Россией, которые во многом обусловлены членством Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Если в Москве пока ещё готовы терпеть заморозку Ереваном своего членства в ОДКБ, то нескрываемый курс на членство в Европейском союзе, о чём свидетельствуют даже принятый без официального приглашения от Брюсселя закон о начале Арменией процесса вступления в ЕС, а также обращение к руководству Евросоюза с просьбой оказать поддержку в борьбе с российским влиянием в стране, как это ранее было сделано в Молдове, со всеми сопутствующими результатами, вынуждает Москву прямо заявлять и предупреждать Ереван о том, чем чреват для Армении, в частности для армянской экономики, нынешний внешнеполитический курс армянских властей.
Фактически в 2025 году мы увидели, что, несмотря на постоянные заявления о том, что главной ценностью и приоритетом для Пашиняна и его правительства является суверенитет Армении, нынешняя политика армянских властей создаёт серьёзные угрозы суверенитету страны, ограничивает его. Так как армянские власти ради подписания мирного договора с Азербайджаном и открытия Турцией границы вынуждены регулярно идти на серьёзные уступки, дабы выполнять различные предусловия и требования Баку и Анкары. А ради поддержки во внутриполитической борьбе и сохранения своей власти становятся частью геополитического противостояния Запада с Россией, что создаёт серьёзные угрозы Армении и армянской государственности.
Айк Халатян