/

Отношения Москвы и Еревана: хорошая мина при плохой игре

В 2025 году продолжился кризис в армяно-российских отношениях. При этом стало очевидно, что армянские власти начали курс на геополитический разворот от России, сближение с Западом и с Турцией и её сателлитом — Азербайджаном.

чтение на 4 минут(ы)

В 2025 году продолжился кризис в армяно-российских отношениях. При этом стало очевидно, что армянские власти начали курс на геополитический разворот от России, сближение с Западом и с Турцией и её сателлитом — Азербайджаном.

В отношениях Москвы и Еревана сохраняется определённая двойственность. На встречах высшего уровня звучат традиционные дипломатические любезности, стороны стараются не выпячивать на этих встречах какие-то проблемные вопросы, но при этом сразу после этих визитов или в их преддверии российские официальные лица всё чаще и чаще выступают с заявлениями, в которых обозначается обеспокоенность нынешним курсом армянской власти, а также звучат предупреждения о возможных экономических последствиях в случае продолжения этой политики.

Так, впервые посол России в Армении Сергей Копыркин открыто заявил о тех проблемах, которые может создать реализация проекта TRIPP («маршрут Трампа») для двусторонних отношений, а также членства Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Что фактически одно и то же, учитывая то, что для Армении ЕАЭС — это один из форматов сотрудничества с Россией, и подавляющая часть товарооборота со странами ЕАЭС приходится именно на Россию.

«В России внимательно следят за развитием ситуации вокруг анонсированного в Вашингтоне армяно-американского проекта “Дорога Трампа для международного мира и процветания”. Пока мы слышим только само это громкое название. Практическая работа по его реализации, насколько мы знаем, ещё не началась. Наша позиция будет сформулирована после того, как эта инициатива обретёт конкретные очертания. При этом “Дорога Трампа” может затронуть членство Армении в ЕАЭС, т.к. проход грузов по территории республики регулируется в том числе и правом евразийского объединения. Готовы к предметным консультациям с армянскими партнёрами по данной теме. Россия последовательно выступает за разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, тем более что прогресс на этом направлении изначально опирался на комплекс трёхсторонних договорённостей лидеров России, Армении и Азербайджана 2020–2022 гг. Исходим из того, что соответствующие процессы должны учитывать интересы всех заинтересованных стран региона и их соседей», — заявил Копыркин.

Он также затронул другой важный для Москвы и Еревана вопрос — строительство новой АЭС в Армении. Ведь именно выбор страны-подрядчика новой атомной станции, которая будет играть стратегически важную роль в обеспечении энергобезопасности Армении, лучше всяких заявлений продемонстрирует геополитические приоритеты армянских властей.

«Что касается планов строительства нового энергоблока Армянской атомной станции в Мецаморе, то мяч на стороне Еревана. Армянским партнёрам передан пакет детально проработанных и весьма выгодных для республики предложений государственной корпорации “Росатом”, которая готова в кратчайшие сроки приступить к его реализации. Подчеркну, что реальных альтернатив с точки зрения наличия надёжных, уже апробированных технологий, а также привлекательности финансовых параметров не просматривается», — подчеркнул российский посол.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова обратила внимание на те антироссийские заявления, которые делают армянские власти, и репрессии против оппозиции и Армянской церкви под предлогом борьбы с российским влиянием, в частности арест под надуманным предлогом крупного российского предпринимателя Самвела Карапетяна и процесс отъёма принадлежащей ему компании «Электрические сети Армении». При этом, с иронией предложив правоохранительным органам Армении привлечь к ответственности Никола Пашиняна, учитывая, что он тоже публично заявляет на встречах со своими российскими коллегами о необходимости углублять и развивать отношения с Россией. Особое внимание официальный представитель МИД России уделила https://verelq.am/ru/node/168198 заявлению главы евродипломатии Каи Каллас о том, что армянские власти обратились к ЕС с просьбой оказать помощь, как Молдове, в борьбе с возможным российским влиянием на армянские выборы в июне 2026 года.

В свою очередь замглавы МИД России Михаил Галузин в конце декабря в своём интервью прокомментировал подход Москвы к курсу армянских властей на евроинтеграцию.

«Армения — наш союзник, стратегический партнёр, и эти принципиальные параметры наших отношений не меняются. Мы исходим именно из такого характера наших отношений с Арменией. Что касается её права поддерживать отношения с любой страной и объединением, в том числе с Евросоюзом, мы считаем, что это — право любой суверенной страны. Но одно дело — сотрудничество. А другое дело — интеграция. И то, что мы видим в новой стратегической повестке партнёрства Армении и Евросоюза, — это как раз, как мы понимаем, интеграция, которая включает гармонизацию нормативно-правовой базы Армении с соответствующими стандартами Евросоюза в таких ключевых сферах, как политика, безопасность, экономика, энергетика, экология и так далее.

И мы честно и откровенно армянским коллегам говорим о том, что такая гармонизация нормативно-правовой базы с ЕС неизбежно вступит в противоречие с соответствующими нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входит Армения. И, соответственно, мы внимательно отслеживаем возможные противоречия между курсом Армении на гармонизацию её нормативно-правовой базы с нормами Евросоюза и соответствующими правилами ЕАЭС. Мы честно и откровенно обсуждаем эти темы в соответствующих форматах, в частности в рамках двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, сессия которой в последний раз собиралась 17 декабря в Ереване», — заявил Галузин в интервью «Известиям».

В свою очередь армянские власти, активно выступающие с антироссийскими заявлениями внутри страны, пытаются сделать вид, что якобы в их планах нет никакого целенаправленного вытеснения России из региона или разрыва отношений с ней. «У правительства Армении нет повестки “вывода” России из Армении, разрыва политических, экономических связей. Такой повестки нет, такой политики не ведётся. Это прямо говорится международным партнёрам, чтобы не было недопонимания», — заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян в интервью Общественному телевидению Армении. Он также отметил, что в повестке властей Армении нет вопроса вывода из страны российской военной базы после победы на выборах 2026 года правящей партии «Гражданский договор».

Но при этом его слова фактически вступают в противоречие со словами главы европейской дипломатии Каи Каллас, которая как раз после переговоров с Мирзояном заявила, что именно армянские власти обратились к ним с просьбой оказать содействие в борьбе с российским вмешательством в избирательный процесс в Армении, как это было ранее сделано ЕС в Молдове. В итоге получается одно из двух: или Арарат Мирзоян обманывает армянскую общественность, или Кая Каллас лжёт о переговорах с армянскими властями. Но это заявление она сделала на совместной пресс-конференции с Араратом Мирзояном, и почему-то там армянский министр никак не опроверг её слова.

Что касается принятого армянскими властями закона о начале евроинтеграции (причём закон принят даже без официального приглашения со стороны Брюсселя), то он полностью противоречит членству Армении в Евразийском экономическом союзе. И если не удалось достичь совмещения сотрудничества с ЕС и ЕАЭС в 2013 году, когда Армения только решила вступить в Евразийский союз, то на нынешнем уровне отношений России и Европы, когда Москва рассматривает ЕС не просто как экономический союз, но уже как военно-политический, — учитывая планы ЕС по развитию силового компонента и обозначение европейскими элитами России в качестве своего вероятного противника (некоторые официальные европейские лица даже называют конкретные сроки начала войны с Россией), — это становится тем более невозможным. Нынешний внешнеполитический курс Армении, её готовность играть на стороне геополитических противников Москвы против российских интересов, естественно, будет вызывать всё более жёсткую реакцию со стороны России, которая не против экономических отношений Армении с Европой, но при этом против того, чтобы Армения становилась инструментом борьбы с ней. А о том, что такие планы у Европы есть, показывает даже то, как активно Европейский союз поддерживает сближение Армении с Турцией, считая, что усиление Турции в регионе и вхождение Армении в зону её интересов автоматически означает ослабление России, а также Ирана. И даже в сфере энергетики усилия Европы направлены не на диверсификацию армянской энергетики, а на её переориентацию с России на Турцию.

Айк Халатян

Айк Халатян

Политический обозреватель.
Cоучредитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив.

Недавние статьи

Курдский урок для Армении

В регионе Большого Ближнего Востока происходят серьёзные развития. США готовятся нанести удар по Ирану, что может